Информационная культура личности



Интересы, идущие «снизу» - часть 3


Например, довольно популярными являются интернет-сайты, посвященные здоровью. Однако с другой стороны, когда люди хотят узнать больше о вопросах здоровья, они также обращаются к врачам, к членам семьи и друзьям, к журналам, к книгам и т.д. Проводимое в настоящее время исследование позволяет предположить, что интернет не является первым в данном списке и даже не стоит в его верхней части[10]. Иными словами, люди далеко не всегда в первую очередь обращаются к электронным средствам информации. В другом британском исследовании, когда детей спрашивали, куда они обращаются «за советом» (например, о здоровье, алкоголе, сексе и т.д.), 75% из них ответили, что предпочитают использовать не интернет, а другие источники, например, поговорить со знающим человеком, поговорить тет-а-тет с другими, а некоторые из них выразили сомнение в надежности информации, доступной в сети (Livingstone и Bober, 2004). Таким образом, признавая, что новые каналы информации, такие как интернет, расширяют наши возможности, необходимо всегда трезво оценивать важность различных источников, доступных людям.

Наконец, исследователей повседневной жизни интересуют факторы, влияющие на использование людьми мира сети, как в отношении мотиваций, так и в отношении ограничений. Некоторые исследователи изучают распространенность средств массовой информации и цифровой грамотности – что четко соответствует интересам и проектам IFAP. Однако есть другие факторы, влияющие на то, что люди делают в сети, требующие рассмотрения связи между онлайновым и оффлайновым миром (Bakardjieva, 2003). Например, некоторые социальные сети способны помогать людям в получении информации об интернете и в целом поддерживать его использование, однако недостаток соответствующих знаний в социальных сетях также может рассматриваться как барьер на пути к тому, что может быть достигнуто в интернете (Haddon, 2004). Иногда важным является наличие некоего типа людей в сообществе, например, получать некоторые знания лучше всего с помощью людей «подобных» спрашивающему, но находящихся несколько впереди, как это отражено в понятии «теплого эксперта» (‘warm expert’) (Bakardjieva и Smith, 2001).Ранее мы видели в случае с молодежью пример исследования факторов, влияющих на собственно интересы, которые люди преследуют в сети, а здесь интересы в сети являются отражением уже существующих интересов. Однако также имеется исследование, посвященное ограничениям, влияющим на использование интернета, таким как временной интервал, который люди считают возможным использовать для поиска в интернете в условиях ограниченного времени (Haddon, 2004). Так, с помощью различных путей, исследователи ИКТ в повседневной жизни стремятся заглянуть за пределы моделей использования, чтобы понять, почему эти модели являются такими, какие они есть. Переводя это на почву интересов IFAP, они пытаются объяснить, почему чья-либо персональная информационная культура принимает конкретную форму.




Содержание  Назад  Вперед