Информационная культура личности




Интересы, идущие «снизу»


Третья область сравнения – информация, идущая «снизу», «от корней», то есть та, которую предоставляют непосредственно пользователи интернета, или их побуждают ее предоставлять (в качестве информационного наполнения интернет-сайтов). При исследовании ИКТ в повседневной жизни данный вид информации, предоставляемый самими пользователями, оценивается с помощью, например, изучения домашних страниц (Katz и Rice, 2002), семейных интернет-сайтов (Carmagnat et al, 2003), а также «блогов» (веблогов, сетевых журналов) и «моблогов» (мобильных веблогов), которые стали привлекать внимание исследователей совсем недавно (Döring, 2004). Хотя на практике многие из этих сайтов часто посещаются лишь небольшим кругом лиц, в первую очередь, самими создателями, тем не менее, правомерно поинтересоваться, может ли такая продукция иногда рассматриваться в качестве одной из форм «общественной сферы», где обсуждение общественных вопросов совмещается с личным комментарием. Очевидно, что другим видом инициативы снизу являются интернет-сайты самопомощи. Фактически, отсюда можно перейти к более широкому интересу исследователей, относящемуся к степени, в которой участники онлайнового мира могут рассматриваться как создатели и новаторы (Haddon, 2003). Это является одним из разделов, например, в исследовании, посвященном людям, играющим в компьютерные игры, где оцениваются не только пути, с помощью которых они участвуют собственно в создании игр, но и пути создания ими различных интернет-сайтов, посвященных компьютерным играм, и развития чувства общности (Sotamaa, 2003). Все эти инициативы снизу позволяют задать вопрос о важности такого творчества для самовыражения и самоидентификации – вопрос, который также должен рассматриваться и участниками IFAP.

Оценка роли интернета в «информационной культуре личности»

Многие исследователи ИКТ в повседневной жизни также критически относятся к собственному подходу к анализу объекта исследования. Например, можно, как минимум, задать вопрос, является ли понятие «информационная культура личности» лучшей характеристикой для некоторых из вышеописанных процессов, даже учитывая, что оно пытается отразить определенное измерение жизни людей.


Содержание  Назад  Вперед