Информационная культура личности




Исходные данные


Данный корпус исследований состоит из различных разделов. Изучение средств массовой информации начиналось с наблюдения за тем, что люди делают с телевидением и видео, однако некоторые исследователи на этом не остановились и рассматривают использование ряда других ИКТ в домашних условиях. Антропологические исследования помогли пониманию возникшей области исследований в сфере потребления, в которых изучалось, помимо прочего, каким образом объекты становятся символичными, как они приобретают значение для людей и интегрируются в их жизнь. В середине 80-х годов появилась литература по первым домашним компьютерам и играм, тогда как коммуникационные исследования, в числе прочих областей, способствовали изучению использования телефона, проводимому с конца 80-х. К середине 90-х годов мы начали исследовать использование интернета, причем некоторые исследователи специализировались на наблюдении за онлайновой жизнью в киберпространстве; совсем недавно появилась литература, посвященная мобильному телефону. Хотя не все исследователи, работающие в этой области, определяют свою деятельность как изучение «повседневной жизни», примерами работы в этой традиции можно считать исследования Silverstone и Hirsch (1992), Dutton (1996), Katz и Rice (2002), Wellman и Haythornthwaite (2002), Livingstone (2002), Lally (2002) Ling (2004) и Haddon (2004).

Определение темы выступления как «ИКТ в повседневной жизни» не совсем корректно, поскольку из этих слов может вытекать представление, что она охватывает абсолютно все. На самом деле, понятие «повседневная жизнь», как правило, соответствует использованию этих технологий в том, что не является работой (т.е. исключая профессиональное применение), хотя в некоторых исследованиях изучается использование ИКТ в неофициальной общественной жизни на рабочем месте. Эту традицию также можно отнести к использованию ИКТ вне формального образования и политической жизни, однако некоторые исследователи, участвующие в изучении интернета, рассматривают важность онлайновых сообществ и проблемы формирования социального капитала.


Содержание  Назад  Вперед